Привлекательны ли услуги в связи с ВИЧ для ГБТ сообществ Бишкека? Было проведено исследование

Общая информация

ЛГБТ+ сообществам Бишкека предоставляются психосоциальные, медицинские, юридические, профилактические, адаптационные и досуговые услуги от ЛГБТ+/МСМ организаций на протяжении последних 15-20 лет. В связи с чем, команда Кыргыз Индиго инициировала и провела исследование по оценке привлекательности существующих услуг для геев, бисексуалов и трансгендерных людей (ГБТ), проживающих в Бишкеке и близлежащих районах в рамках региональной программы “Право на здоровье”, реализуемый Евразийской коалицией по мужскому здоровью (ЕКОМ). 

Данная работа является исследованием на базе сообществ, когда ими определяется цель, разрабатывается дизайн и  весь процесс сбора данных и анализа контролируется также ими.  

В рамках исследования были проведены 12 глубинных интервью и 4 фокус-групповых дискуссий с ГБТ сообществами. В общем количестве в работе приняли участие 30 цисгендерных и 13 трансгендерных людей. Предметом исследования выступило восприятие услуг, что подразумевает совокупность ожиданий и потребностей бенефициаров программ, которая ведёт к использованию услуг или дает обратный результат в случае несоответствия ожиданиям и потребностям. 

Критерием для участия являлся возраст от 18 и выше, принадлежность к ГБТ/МСМ сообществам и проживание в городе Бишкек и близлежащих районах последние 12 месяцев. Полевой этап и анализ был проведен и завершен в первой половине 2019 года. С целью представления широкого спектра опыта получения и восприятия услуг, респонденты были отобраны из различных суб-групп — молодые, взрослые, кыргызоговорящие, русскоговорящие, бенефициары разных ЛГБТ+/МСМ организаций, цисгендерные и трансгендерные люди, с разной профессиональной деятельностью и ВИЧ-статусом. 

Ограничения исследования

Результаты данного исследования не являются репрезентативными для всего ЛГБТ+ сообщества Бишкека и Чуйской области. Целью исследования была определить, являются ли услуги в связи с ВИЧ привлекательными для их получателей через изучение индивидуального опыта получения информации, услуг у каждого(-ой) респондент(-ки) и факторов, которые влияют на восприятие услуг. 

Демографические данные 

На момент проведения исследования все респонденты проживали в городе Бишкек и большинство являлись внутренними мигрантами. Половина респондентов были в возрасте от 19 до 24 лет, другая половина в диапазоне от 25 до 49 лет. 68% респондентов идентифицировали себя как кыргызов, 7% русскими, 7% казахами, 9% указали на смешанную этничность, а 5% выбрали вариант другое. Маленькая часть респондентов были уйгурами и узбеками.  Среди 12 респондентов, кто прошел глубинное интервью девять человек были трудоустроены, остальные не работали либо учились.

Основные выводы

Осведомленность и получение услуг

Респондент(-кам) было предложено перечислить все услуги, о которых они знают и которых они получали. Таким образом, была создан перечень наиболее известных и часто получаемых услуг. Наиболее известными услугами оказались: услуги психолога, минимальный пакет услуг от аутрич-работник(-иц) (информационные сессии о безопасном поведении, презервативы и лубриканты, перенаправление на другие услуги), тестирование на ВИЧ, тренинги и иные образовательные мероприятия, медицинские и юридические услуги. 

Пользовались же следующими услугами (по убыванию): минимальный пакет от аутрич-работник(-иц), тестирование на ВИЧ, услуги психолога, шелтер, тренинги, медицинские услуги.

Восприятие услуг

  • Тестирование на ВИЧ по слюне — тестирование на ВИЧ в ЛГБТ+/МСМ НПО получило высокие положительные отклики. Респонденты отмечали быстрое информирование о результатах, вежливость и профессионализм консультанта. 
  • Аутрич-работа и социальная работа — все отметили легкость, с которой можно выйти на первичных сотрудников организаций и высокое качество их услуг. Один респондент в свою очередь отметил, что аутрич-работники и ВИЧ-консультанты говорят лишь о тех услугах, которые касаются их работы, вследствие чего люди из сообщества не знают о дополнительных услугах, предоставляемых организациями.
  • Шелтер — услуги временного проживания были высоко было оценены теми, кто пользовался данной услугой. Были отмечены такие характеристики шелтера как комфорт и уют, продуманная безопасность, а также доброжелательность и эмпатичность его сотрудников. 
  • Мероприятия — мероприятия и тренинги, проводимые ЛГБТ+ организациями, заняли третье место по положительным оценкам. Респонденты отмечали их профессиональность, безопасность, дружественность и эффективность.
  • Медицинские услуги — респонденты преимущественно отзывались о тех медицинских услугах, которые предоставляются через ЛГБТ+/МСМ организации, что может указывать на сложности обращения в государственные или частные медицинские организации. Тем не менее, услуги государственной системы здравоохранения в целом воспринимаются позитивно, нежели негативно или нейтрально. Респонденты отмечали профессионализм врачей и свою готовность получать их услуги. Однако, есть существенные барьеры в получении услуг госклиник — большие очереди при приеме или требования обращаться по прописке являются барьерами для внутренних мигрантов.

Транс людям может быть страшно ходить в общие поликлиники — из-за возможного незнания врачей специфики транс здоровья и вытекающее из этого негативное и/или непрофессиональное отношение. Респондентка из транс сообщества поделилась, что не ходит в поликлинику где она прописана, так как участковый врач настойчиво требует пройти комиссию в армию. Другим барьером для транс людей является недостаток финансовых средств на анализы либо на лечение, а также необходимость обнажаться перед врачом. Из-за этого они не обращаются в государственные клиники, хотя могут иметь проблемы со здоровьем. Обращаться в ЛГБТ+/МСМ НПО для них тоже нет смысла, так как по их мнению, у организаций нет дружественных медспециалистов соответствующего профиля. 

Наиболее привлекательные услуги

Примечание: Надо помнить, что данные результаты не являются репрезентативными для ГБТ/МСМ сообществ Бишкека в силу ограниченного количества (12) респондент(-ок). Целью данного компонента является изучение личного опыта получения/не получения какой-либо конкретной услуги и информированность респондентов. В рамках глубинных интервью респондент(-ки) заполняли таблицу по услугам, категоризированные на «полученные» и «рекомендуемые друзьям и знакомым». В таблице были представлены 25 услуг. 

По результатам анализа восприятия услуг получение информационных брошюр, лубрикантов и презервативов были отмечены как часто получаемые (11 из 12 респондент(-ок) получили). Кроме того, была отмечена доступность услуг аутрич-работников (10 из 12), услуг социальных работников (9 из 12) и культурно- просветительские мероприятия (9 из 12). Полный перечень ниже. 

 

Предположительно это связано с доступностью и высокой востребованностью данных услуг среди получателей. Вдобавок, эти услуги предоставляются тремя ЛГБТ/МСМ-организациями, базирующимися в Бишкеке, что напрямую влияет на их доступность и популярность среди респондентов. Исходя из этого можно сделать вывод, что на получение/популярность услуг в первую очередь влияет ее доступность.

Стоит также отметить высокую популярность не-профилактических программ как открытость и стремление респондент(-ок) участвовать в жизни организации и активизме несмотря на то, что они представляют разные суб-группы, в том числе «закрытые» ГБТ/МСМ сообщества. Популярность культурно-просветительских (9–участвовали,10–рекомендуют),информационных мероприятий (7 – участвовали, 9 -рекомендуют), волонтерства (8 – имеют опыт, 7 – рекомендуют), наличие интереса к ЛГБТИК-новостям (7 – читают порталы ЛГБТИК-организаций, 9 – рекомендуют) и участия в лагерях (7 – участвовали, 9 – рекомендуют) демонстрирует высокий уровень вовлечения, а также высокий уровень заинтересованности и стремления вовлекать своих друзей и знакомых. 

Вывод: Восприятие перечисленных услуг в большинстве своем позитивное и респондент(-ки) готовы советовать их своему близкому окружению, даже если сами не имели опыта получения. В контексте знания и получения услуг все же превалируют профилактические интервенции и сопутствующие им услуги, затем идут психосоциальные, адаптационные и обучающие мероприятия. 

Наименее привлекательные услуги

Как самые непопулярные услуги были отмечены интервенции по повышению чувствительности родителей к ЛГБТ – 2 из 12 ти, лечение ВИЧ (АРТ), профилактика туберкулеза и программы снижения вреда (ОЗТ) – 1, психологическое консультирование по вопросам гендерной идентичности и ресоциализации — 3 человека получили их за последние 12 месяцев. Услуги ГСОР (группа срочного общинного реагирования) и уличных юристов оказались наименее популярны: ни один из респондент(-ок) не получал(-а) их за прошедший год. Более того, всего шестеро отметили, что рекомендовали бы данные услуги своим друзьям и знакомым. Такое же количество рекомендаций получили услуги по снижению вреда и профилактики туберкулеза.

Также следует отметить, что получение АРТ терапии вызывает доверие у большинства, так как 11 из них рекомендовали бы ее своему окружению при необходимости.

Респонденты выразили почти полную неготовность к услугам по сенситизации их родителей: только два человека пользовались услугами Клуба родителей ЛГБТИК, три – рекомендовали к получению, и пять респондент(-ок) выразили неуверенность. Стоит отметить, что данная услуга – единственная, которая вызвала подобную реакцию у респондент(-ок). Предположительно, это связано в первую очередь с малоизвестностью услуги и низкой информированностью сообществ о ней, а также большого количества “закрытых” представителей ГБТ/МСМ перед родителями. 

Вывод: ГБТ/МСМ сообществам малоинтересны услуги по опиоидной — заместительной терапии и в целом по снижению вреда, как и упоминается в предыдущих работах ( Оценка потребностей ЛГБТ сообществ, 2017). Сообщества также не заинтересованы/не нуждаются в профилактике туберкулеза. Сравнительно низкий уровень заинтересованности в услугах по гормональной терапии и консультировании по вопросам трансгендерности объясняется соотношением трансгендерных респондентов, которые составили одну треть согласно выборке. 

Респондент(-ки) высоко информированы и проявляют высокий уровень доверия к лечению ВИЧ, также как и гормональной терапии и юридическим услугам. В то же время они продемонстрировали крайне низкий уровень заинтересованности и доверия к работе Клуба родителей. 

Рекомендации сообществ 

Респондент(-ки) высказали ряд предложений по улучшению качества услуг, которые предоставляются в стране. Рекомендации касались методов и типов информирования, минимального пакета в рамках профилактики ВИЧ, мероприятий от ЛГБТ+ организаций, государственных учреждений и работник(-иц), безопасности и децентрализации услуг. 

  1. Необходимо информировать сообщества через популярные соцсети о таких услугах как психологические, социальные, юридические виды помощи и ГСОР. По мнению респондентов, нужно информировать сообщества об антиретровирусной терапии для снижения страха перед тестированием на ВИЧ 
  2. Респонденты предлагают распространять лубриканты в тюбиках, так как пакетики-сашеты — неудобные
  3. Большинством была отмечена важность внешнего информирования о том, кто такие ЛГБТИК-сообщества, что поможет преодолевать внутренние барьеры в отношении принятия себя у тех ЛГБТ, которые чувствуют одиночество и мало общаются с другими членами сообщества. 
  4. Важно проводить обучение аутрич-работник(-иц) по коммуникативным навыкам, чтобы улучшить предоставление информации и обеспечить устойчивость онлайн коммуникации 
  5. В отношении расширенного комплексного пакета говорилось о создании доступа к профессиональной эндокринологической консультации и создании доступа к качественным препаратам гормональной терапии 
  6. Обращать внимание на обсуждение алкогольной и наркотической зависимостей и табакокурения у представителей(-ниц) сообществ
  7. Развитие культуры пожертвований, чтобы люди из сообщества могли поддерживать друг-друга, в том числе при срочной оплате медицинских услуг
  8. В контексте организации досуга важно создать условия для транс людей посещать бассейны и тренажерные залы 
  9. Расширение услуг в регионах и их децентрализация. 

С полным списком рекомендаций по улучшению и созданию новых услуг можете ознакомиться в полном отчете исследования. 

Полный отчет исследования также имеет расширенную информацию о социальных, культурных, правовых контекстах, в которых живут респондент(-ки) и их самооценка физического, ментального здоровья, социальной активности и ответственности. Авторы исследования рекомендуют к ознакомлению с отчетом при подготовке стратегической информации о ГБТ/МСМ сообществах любыми сторонами. 

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.