Право на здоровье — парадоксальное явление для Кыргызстана?

Иллюстрация: Heymancenter.org

ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

Кыргызской Республике характерны неоднозначные, иногда парадоксальные тенденции в области прав человека и оказания услуг по здравоохранению геям, бисексуалам, трансгендерным людям и другим МСМ (ГБТ/МСМ). С одной стороны, в стране идет активная работа по предотвращению новых случаев ВИЧ-инфекции в последние 20 с лишним лет, однако, есть системные вызовы как гомо/трансфобия в институтах здравоохранения.

С другой стороны, последние исследования показывают, что профессиональное отношение к гомосексуальности/бисексуальности/трансгендерности среди медицинских работников составляет почти 80% в пользу равноправия ЛГБТИК и гетеросексуальных членов общества. В отчете данных исследований также приводятся случаи дискриминации на рабочем месте – 3% опрошенных врачей (n= 100) сообщили, что были свидетелями дискриминации ЛГБТИК.  Стоит отметить, что группа медицинских работников таким образом продемонстрировала высокую лояльность к вопросам сексуального/гендерного разнообразия в отличие от другой профессиональной группы – милиционеров.

НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ЗДОРОВЬЕ

Кыргыз Индиго проводит документирование нарушений права на здоровье среди геев, бисексуалов и трансгендерных людей с 2017 года в рамках программы “Право на здоровье”, реализуемый Евразийской коалицией по мужскому здоровью. Суть работы заключается в том, что согласно международным наблюдениям ГБТ-люди оказываются в более уязвимой позиции к ВИЧ-инфекции когда слабо реализуется право на получение услуг по здравоохранению. По результатам мониторинга и документирования за 2019 год можно выделить следующий показательный кейс нарушения права на трудоустройство, связанное со здоровьем.  

Гомосексуальный парень обратился к общественному защитнику ОО Кыргыз Индиго и сообщил, что от него требуют справку о ВИЧ-статусе при приеме на работу. Отметим, что он устраивался на работу кассиром в международную сеть быстрого питания. Общественный защитник обратился с соответствующим заявлением в Государственное агентство антимонопольного регулирования (ГААР) с просьбой принять меры в отношении дискриминирующей формы, согласно которой является необходимым предоставление медицинского освидетельствования на ВИЧ для получения работы в кафе.

ГААР организовали встречу с представителями Кыргыз Индиго и сети быстрого питания, результатом чего стало удаление дискриминирующего пункта о наличии медицинского освидетельствования на ВИЧ. Процедура была произведена на основании закона “О ВИЧ/СПИДе в Кыргызской Республике”, согласно которому не является обязательным наличие справки о ВИЧ-статусе для того, чтобы работать кассиром.

КОМПЛЕКСНЫЕ ВЫЗОВЫ

Нарушение права на здоровье остается неоднозначным вопросом в контексте всей республики. Очевидно, что представители ЛГБТИК в крупных городах имеют больше возможностей получать чувствительные медицинские услуги, чем те, кто проживает в регионах страны. Это обусловлено тем, что медицинские институты крупных городов проходят систематическое обучение по сенситизации и усилия ЛГБТИСК организаций также сфокусированы именно на них.

С другой стороны, проблематика низкого доступа к медицинским услугам ЛГБТИК сообществ остается актуальной и видимой на страновом уровне. На основе существующих данных, в прошлом году спецдокладчик ООН по праву на здоровье Дайниус Пурас выделил ограниченность доступа к услугам уязвимых слоев населения, в том числе ЛГБТИК в Кыргызстане.

Мы опросили аудиторию тематической группы SWAG KG о взаимодействии с медработник(-цами) и узнали, что четыре человека испытали неприятный опыт в кабинете врача по причине СОГИ, 28% не сталкивались с дискриминацией и 52% не считают необходимым сообщать врачу о своем СОГИ (n=52).

Опрос пользователей(-ниц) тематической группы

Есть основание полагать, что с учетом сравнительно молодого возраста аудитории, возможно они еще не испытывали серьезные причины обращения к врачу. А более старшее поколение ЛГБТИК часто заявляют об обращении к частным клиникам во время проводимых фокус-групповых дискуссий (ФГД) в рамках различных исследований. Так, во время ФГД в рамках исследования по привлекательности услуг участники(-цы) сообщили, что больше всех трансгендерным людям приходится тяжело при получении медицинских услуг в госучреждениях. По их словам, причиной тому служат не информированность/ незнание специфических вопросов и в целом плохо выстроенная работа врачей с пациент(-ками) из-за недостаточно выделяемого госбюджета, следовательно, заработной платы.

Другой серьезной проблемой является утечка кадров по мнению студент(-ок) медицинских факультетов. Они сообщили, что «государство выделяет большие деньги на оборону, но глаза закрыла на медицину». Стоит отметить, что людям с инвалидностью намного сложнее получить какую-либо услугу в госучреждениях, так как отсутствует специфический подход. Участник ФГД рассказал, что «из-за слуха не всегда понимает, что говорят в поликлиниках. Говорят, туда иди, а там в другое место отправляют, из-за этого сложно получить медуслуги». Таким образом, недоступность государственных медицинских услуг остается приоритетным вопросом не только для ЛГБТИК, но и людей с пересекающимися идентичностями как ЛГБТИК людей с инвалидностью.

РЕКОМЕНДАЦИИ

С учетом выше обозначенных положений, рекомендуются ряд интервенций, которые призваны улучшить ситуацию с правом на здоровье у ЛГБТИК сообществ Кыргызстана.

  • НПО сектору вести активную информационно-разъяснительную работу среди ЛГБТ сообществ для своевременной идентификации нарушения прав на здоровье и документирования;
  • ЛГБТ НПО продолжить систематические обучающие мероприятия среди медицинских работников всех уровней ставя недоступность услуг приоритетным вопросом;
  • НПО сектору продолжить активное сотрудничество с Кыргызским государственным медицинским институтом переподготовки и повышения квалификации (КГМИПиПК) для внедрения стандартов оказания услуг ЛГБТ сообществам в их учебные планы;
  • Способствовать принятию комплексного антидискриминационного законодательства, защищающего права и интересы ЛГБТИК, во всех сферах жизни, в том числе в контексте права на здоровье;
  • Способствовать финализации и продвижению пакета документов по стандартам оказания услуг по группам МСМ/ТГ внутри системы здравоохранения;
  • Способствовать системному развитию сектора здравоохранения через привлечения инвестиций, в частности, специфичных программ по оказанию медицинских услуг пациентам из ЛОВЗ ЛГБТ совместно с Министерством здравоохранения КР.

С полным текстом отчета о нарушении права на здоровье у ГБТ можете ознакомиться по ссылке.

Ваш комментарий будет первым

Написать ответ

Выш Mail не будет опубликован


*